Курс «Деловой английский язык» предназначен для изучения основной лексики в области коммерческой деятельности, логики, экономической теории и т.д., формулирования навыков аннотирования и реферирования специальной литературы, развития навыков и умений диалогической и монологической речи, совершенствования навыков и умений обсуждения проблем, связанных с коммерческой деятельностью.

          Основная цель изучения курса - углубление и специализация  знаний, полученных студентами в процессе изучения нормативных курсов по иностранному языку. Отсюда определяются основные задачи курса: 1) расширить исходный базовый материал практического языка с целью углубления знаний в специальных областях современного английского языка (деловые отношения); 2) ознакомить студентов-бакалавров в общих чертах с основными формами документации на английском языке и способами ее ведения; 3) дать представление учащимся об общих принципах устройства деловой сферы англоязычного общества; 4) продолжить знакомство студентов с особенностями проявлений англоязычной культуры в области делового общения, способствуя формированию межкультурной компетенции учащихся; 5) сформировать у учащихся лексический минимум, необходимый для работы с документацией и ведения деловых переговоров на английском языке.

          Материал курса составлен таким образом, чтобы позволить преподавателю решить ряд методических задач в процессе изучения данной дисциплины: 1) углубить профессиональную подготовку студентов в области иностранного языка; 2) научить студентов приемам сравнительного анализа ситуаций использования иностранного и родного языков в условиях делового общения.


На данном курсе закладываются основы коммуникативно-интеркультурной компетенции на основе четырех видов деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма (письменной речи).

В области говорения студенты овладевают подготовленной и неподготовленной диалогической и монологической речью. Целью обучения диалогической речи является формирование у студентов способности к реализации коммуникативного намерения в соответствии с типом диалога (микро-диалог, обмен информацией и обмен мнением), сферой общения и речевой тематикой.

Целью обучения монологической речи является формирование у студентов способности к реализации коммуникативных намерений в виде описания (места жительства, семьи, учебы, будущей профессии и др.) или повествования (о событиях, мечте, надежде и др.), в соответствии с указанной речевой тематикой и сферой общения.

Аудирование предполагает слушание и понимание речи в исполнении носителей языка звукозаписи, преподавателей и студентов. Обучение аудированию осуществляется на базе разножанровых аутентичных аудио- и видеотекстов монологического или диалогического характера, на основе изучаемой речевой тематики, сферы общения и языкового материала. Чтение как один из видов речевой деятельности предполагает развитие у студентов техники чтения иноязычного текста, а также умений извлекать информацию из различных текстов. Обучение чтению осуществляется на базе несложных разножанровых аутентичных текстов, небольшого объема, построенных на языковом материале и речевой тематике, изучаемых на 1-м курсе.

Работа над письмом и письменной речью предполагает, с одной стороны, формирование навыков и умений графически, пунктуационно и орфографически-грамотного письма, с другой стороны, постепенное овладение продуктивной письменной речью нейтрального характера в пределах языкового материала курса, в соответствии с нормативными требованиями изучаемого языка.

Языковой материал 1 -го курса характеризуется нормативной правильностью и включает наиболее употребительные фонетические, лексические и грамматические явления, призванные обеспечить практическое овладение основами устного и письменного общения в пределах изучаемой на курсе тематики, в соответствии со сферой и ситуацией общения.


Цель: Цель обучения заключается в формировании коммуникативной и профессиональной компетенции студентов. Коммуникативная компетенция, как интерактивная цель обучения, представлена в содержании программы в составе следующих ее компонентов: лингвистической, межкультурной, социокультурной, познавательной и прагматической компетенции.

Профессиональная компетенция реализуется путем формирования ряда профессионально-значимых умений, работа над которыми ведется на практических занятиях по языку и согласуется с целями и задачами курса.

Задачи курса: Требования по видам коммуникативной деятельности:

А. Говорение

Требования к умениям в области говорения предполагают:

-владение диалогической речью: ритуализированный диалог, диалог-обмен информацией, мнениями (беседа), диалог- расспрос (интервью), дискуссия (полилог);

-владение подготовленной монологической речью в виде сообщения и доклада, а также неподготовленной монологической речью.

Характеристика речи: адекватная реализация коммуникативного намерения, логичность, содержательность, ясность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам, выразительность и соблюдение естественного темпа говорения.

Композиционно-речевые формы: описание, повествование, рассуждение и их сочетание, диалог, монолог. Виды дискурса: характеристика, определение, объяснение, сравнение, аргументация, оценка, интерпретация, комментирование, резюме, полемика и их сочетание.

Б. Аудирование.

Студенты умеют аудировать в непосредственном общении, а также в звукозаписи в исполнении преподавателей и носителей языка аутентичные, в том числе профессионально-ориентированные тексты монологического и диалогического характера, различающиеся по сложности и жанровой отнесенности, опираясь на изученный языковой материал, социокультурные знания и умения, языковую и контекстуальную догадку; умеют объединить несколько прослушанных текстов в целостный фактуальный текст, выделять в прослушанном тексте профессионально - или личностно- значимую информацию, формулировать профессионально значимые задачи на основе прослушанной информации.

В. Чтение.

Студенты умеют читать аутентичную художественную, общественно-политическую литературу, литературу по специальности, а также тексты обиходно-бытового и прагматического характера (реклама, проспекты, программы и т.д.). Студенты владеют следующими видами чтения:

Чтение, направленное на понимание основного содержания текста;

Чтение,          направленное           на        максимально точное            и          адекватное     понимание текста;

Чтение с целью определения круга рассматриваемых в тексте вопросов и основных положений автора;

Чтение,          направленное           на        быстрое          нахождение   определенной информации (научная литература по специальности, в том числе справочного характера).

Г. Письмо (письменная речь).

Студенты владеют продуктивной письменной речью нейтрального и официального характера в пределах изученного языкового материала с соблюдением графико-орфографических и пунктуационных норм изучаемого языка.

Виды речевых произведений: письмо частное, официальное, открытки (поздравительные и др.), телеграммы, факс, тезисы сообщения, доклада, текст сообщения, отзыв, рецензия, реферат, аннотация, эссе, различные виды анкет, заявление о приеме на работу, объявление в газету, на радио и т.д., резюме прочитанных или прослушанных текстов.


Курс «Практическая грамматика английского языка» служит для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению «Иностранный язык: два иностранных языка». Программа курса соответствует государственному образовательному стандарту.

Целью данного курса  является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. В результате изучения курса практической грамматики в объеме, указанном в учебно-тематическом плане, студент должен приобрести следующие умения и навыки:

  1. опознание учебно-речевых ситуаций, типичных для функционирования грамматической структуры в устных и письменных видах работ;
  2. четкое знание формально-грамматических признаков той или иной модели;
  3. умение осуществлять правильно грамматически оформленный перевод предложений в рамках изучаемой тематики

Основными задачами курса являются:

1)      формирование у студентов знаний о грамматическом строе языка, которые в дальнейшем будут служить основой освоения курса теоретической грамматики;

2)      формирование у студентов грамматических умений и навыков в аудировании, говорении, чтении и письме, способствующих во взаимодействии с другими дисциплинами формированию профессиональных навыков студентов.

               Воспитательные задачи:

1)      сформировать в процессе обучения у будущих специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний.

2)      сформировать в процессе обучения у будущих специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний.

Основным методом обучения в курсе практической грамматики является выполнение разного вида грамматических упражнений в рамках групповых практических занятий.

Основными видами контроля являются тестирование по каждой изученной теме и зачет по результатам практических занятий и письменных контрольных работ в конце каждого семестра.

Формирование вышеперечисленных навыков осуществляется в процессе изучения и обсуждения имитационных, подстановочных, трансформационных упражнений, упражнений на перевод и специальных контролирующих заданий.

Преподавание практической грамматики английского языка должно осуществляться с использованием современных методов и форм обучения, способствующих успешной реализации всех целей обучения. При этом учитывается коммуникативная и профессиональная направленность учебного процесса, оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы студентов, использование различных форм работы в аудитории: групповой, парной, индивидуальной. Значительное место отводится современным методам активного социального обучения: игровым и дискуссионным.